Структура и содержание программы
Модуль 1. Введение в методы психологического консультирования и коучинга
Общая психология. Цели консультативной работы. Практикум по навыкам эмпатии. Эмпатическая коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация. Понятие психологического контакта и клиент-центрированный подход. Основные стили ведения сессии: эмоциональная поддержка, активное слушание, пассивное слушание, направляющее слушание, работа с играми, работа с проекциями и интерпретациями. Технологии релаксации и снижения тревожности. Этапы ведения психологического консультирования и коучинга. Структура консультативной сессии. Практикум и первичная супервизия.
Модуль 2. Методы практической психодиагностики/ Практикум по психодиагностике
Психодиагностика в психологическом консультировании и коучинге. Возрастные особенности. Темперамент и характерологические особенности личности. Направленность личности. Самооценка. Эмоции. Тревожность. Агрессия. Ценностные ориентации. Защитные механизмы личности. Личностный уровень активности. Первичное интервью и первое общение с клиентом. Выводы из первичного общения. Метод наблюдения. Бессознательный материал в процессе работы консультанта и коуча (оговорки, реакции, синхронии). «Скрытый запрос». Перенос и контрперенос в психологическом консультировании. Первичный контракт и его динамика.
Особенности завершения сессии. Экспресс-диагностика психиатрических заболеваний и принятие решения о направлении клиента к клиническому психологу или психотерапевту.
Выявление психологических опор клиента. Принятие решение о методе допустимости и уровне глубины консультирования. Отработка сессии с применением методов диагностики.
Модуль 3. Основы провокативной и парадоксальной психологии и консультирования
Цели и подходы провокативной и парадоксальной психологии и консультирования. Консультативная модель и стилистические структуры психолога и коуча в провокативном подходе. Провокация как запланированный вызов и как призыв к работе с проблемой.
Интервенция в психологическом консультировании. Понятие провокативной интервенции и её виды. Каким типам клиентов и в каких ситуациях подходит данный подход, а в каких случаях он неприменим. Провокационный вызов и варианты реакций на него. Коучинговая фрустрация и провокация. Поддержание динамики изменений и выхода за ограничивающие убеждения. Организация провокативного консультирования.
Выбор места консультации: подвал или кабинет психолога? Структура провокативной сессии.
Модуль 4. Основные методы провокативной психологии
Подход Френка Фарелли – методики и техники: тест на реальность (доведение до абсурда), вербальная конфронтация, негативное моделирование, «объяснения», «противоречивые сообщения», перечисление.
Основные психотерапевтические парадоксы: рекомендация, переопределение, ограничение (отговаривание клиента от необходимости и возможности изменений), обоснование («ликвидация проблемной позиции»). Возможности их практического применения.
Сегмент юмор – терапии в логике применения провокативного подхода Использование юмора и иронии в процессе провокативной и парадоксальной психотерапии. Инварианты юмористических реакций психотерапевта (психолога): преувеличение, мимикрия, искажение, сарказм.
Модуль 5. Методология коучинга. Провокативные технологии в коучинге
Взаимодействие коучинга и консультирования. При каких запросах коучинг эффективнее консультирования. Модуль о работе с людьми сильно мотивированными и ориентированными на будущее. Модели коучинга по М. Дауни, Т. Голви, М. Аткинсон. Базовый инструментарий коучингового взаимодействия. Технологии правильной постановки цели и соотнесении ее с «подлинным» запросом.
Элементы провокации в классическом консультировании и коучинге. Баланс фрустрации и поддержки.
Практикум проведения коучинговых сессий.
Модуль 6. Целостный подход к консультированию. Синтез различных методов для наибольшей эффективности. Психологический практикум
Технологии, использующие один, два или все три метода провокации, примеры техник, созданных по этим технологиям, практические задания на отработку технологий применения провокативных и парадоксальных техник в различных психотерапевтических подходах. Провокативные техники в психодраме. Техника «контрастного дублирования». Использование провокаций в экзистенциальном подходе. Техника «парадоксальной интенции» В. Франкла, провокативная агрессия по Е.А. Алексейчику.
Провокативные аспекты психотерапии творческим самовыражением по М.Е. Бурно. Высвобождение творческих способностей в процессе парадоксальной психотерапии.
Практикум и отработка сессий. Провокативные методы в арт-терапии и арт-коучинге.
Модуль 7. Методология групповой и тренинговой работы в провокативном подходе
Групповая динамика. Метод эксперимента и провокации групповой работе. Виды и формы групповой работы. Групповое консультирование, групповая психотерапия, группы встреч, тренинговые группы. Группы поддержки, группы психологического просвещения, группы, ориентированные на процесс. Особенности психологического тренинга. Учебная ситуация. Балинтовская группа. Обратная связь в группе как ресурс для развития. КТД в группе как диагностика и пространство восприятия глубинных стратегий. Вскрытие замаскированных конфликтов.
Провокативные технологии в групповой работе. Групповая динамика и провокация. Баланс фрустрации, провокации и поддержки. Провокативные психотерапевтические группы. Бизнес обучение и провокативные методы. Социально-психологический тренинг. Провокативная работа с группой по Алексейчику. Методы работы с эмоциями группы и формирования позитивного фона.