Культурно-историческая нейро и патопсихология
Направление подготовки: 37.04.01 Психология (уровень магистратура)
Очно-заочная (дистанционная) форма обучения
- продолжительность - 2.5 года
- стоимость - 100.000,00 рублей (при единовременной оплате за семестр)
Магистерская программа «Культурно-историческая нейро- и патопсихология» направлена на освоение клинико-психологических знаний и навыков, важных для диагностической и консультационной работы с людьми с жалобами на психические и соматические симптомы.
Основная часть запросов на диагностическую работу сегодня приходится не на клинические центры, а на психологические организации и частную практику. Люди обращаются с целью прояснить свои сомнения относительно психического состояния, когнитивных функций, поставить цели для дальнейшей работы, принять решение относительно того, какие специалисты им требуются. Это требует от специалиста владения возможностями нейропсихологической и патопсихологической диагностики, умения ставить задачи в рамках синдромного подхода к диагностике, которая не сводится к констатации нарушений, а позволяет установить их взаимосвязи, выделить первичные и вторичные нарушения, учесть возможности компенсации и поставить задачи психологической работы в соответствии с этим.
Точно также, большая часть обращений за психологической помощью объясняется теми или иными соматическими, психическими, поведенческими трудностями, некоторые из которых достигают субклинического и клинического уровня. Крайне актуальна задача работы в области третичной реабилитации — помощи людям с хроническими психическими и соматическими заболеваниями, а также последствиями травм, в организации и поддержании активной жизни, круга интересов, деятельности.
В работе с детьми клинико-психологические знания и навыки становятся особенно актуальными, поскольку речь идет о динамичном процессе развития, который требует своевременной диагностики и помощи при возникновении трудностей, учитывающей гибкость и пластичность развития высших психических функций в детском возрасте. Как и у взрослых, отдельной задачей является работа с детьми с различными вариантами дизонтогенеза вне клинических условий, помощь семьям в организации их жизни.
Все эти задачи требуют от специалиста клинико-психологических знаний и навыков. В этом смысле программа важна всем, кто собирается работать или работает в сфере психологической диагностики, консультации, психотерапии и реабилитации, и хотел бы расширить свои возможности своевременной и компетентной помощи людям с трудностями, достигающими субклинического и клинического уровня.
Преимущество программы в том, что она опирается на культурно-исторический подход в психологии, воплотившийся в отечественных направлениях нейро- и патопсихологии и получивших известность во всем мире. В отличие от диагностики и коррекции отдельных симптомов, нарушений отдельных функций, этот подход предполагает анализ целостного синдрома — диагностику сочетания различных нарушенных и сохранных звеньев психических функций. Это позволяет обеспечить комплексную, системную помощь взрослым и детям с психическими (в том числе, когнитивными) и соматическими жалобами, которая бы опиралась на их компенсаторные возможности.
Значимым моментом в содержании программы является практический фокус на навыки диагностики и психологической помощи, включающий практикумы на базах психологических центров и клиник.
Ключевые дисциплины: Нейропсихология, патопсихология, психосоматика, нейропсихология детского возраста, нарушение психического развития в детском возрасте, методы нейропсихологической диагностики, методы патопсихологической диагностики, нейропсихологическая реабилитация, психологическая реабилитация больных, профилактика наркоманий и алкоголизма, психология сексуальности, клинико-психологические аспекты девиантного поведения, базовые теории и методы психотерапии, когнитивно-бихевиоральная терапия при психических и соматических заболеваниях.
Особенности программы- Классические теоретические основания практических навыков, которые получает выпускник, ориентация на системный подход
- Фокус на практическое применение нейро- и патопсихологических знаний и навыков в общей практике
- Практикумы и супервизия в психологических центрах и клиниках
- Преподаватели вариативной части — практикующие в этих областях специалисты
- Включение студентов в активную научно-исследовательскую и диагностическую деятельность
Для кого программа?- Психологи, которые хотят повысить свои компетенции в работе с людьми с различными жалобами на психические и соматические симптомы
- Психологи, работающие или желающие работать в области амбулаторной реабилитации
- Специалисты, работающие с детьми и заинтересованные в знаниях и навыках, касающихся трудностей и нарушений развития в детском возрасте, а также родители и педагоги с такими интересами
- Консультирующие практические психологи и психотерапевты, которым необходимы навыки работы с людьми с различными психическими и соматическими заболеваниями, а также с инвалидностью
- Представители разных профессиональных групп, которые хотят получить знания и навыки в области клинической психологии
После выпуска:- Психологи получат знания и умения, позволяющие им проводить нейро- и патопсихологическую диагностику в общей практике, а также использовать ее результаты в психологическом консультировании и реабилитации в психологических центрах
- Психологи, работающие или желающие работать в области амбулаторной реабилитации получат базовые навыки нейро- и патопсихологической реабилитации
- Специалисты, работающие с детьми и заинтересованные в знаниях и навыках, касающихся трудностей и нарушений развития в детском возрасте, а также родители и педагоги с такими интересами получат понимание вариантов и природы трудностей у детей, а также понимание, в каком случае и к каким специалистам необходимо обращение
- Консультирующие практические психологи и психотерапевты расширят свои возможности в работе с людьми с психическими и соматическими заболеваниями в общей практике
- Представители разных профессиональных групп получат представление о клинической психологии, ее подходах и методах к диагностике и помощи
Чему научатся?- Узнают о применении культурно-исторического подхода в нейропсихологии, патопсихологии, психосоматике, психологии аномального развития
- Получат базовые навыки нейро- и патопсихологической диагностики
- Обретут базовые навыки психологического консультирования и психологической реабилитации в общей практике
Программа курса
Обязательная часть:
1. Методология психологии
2. Межкультурная коммуникация
3. Научные школы и теории современной психологии
4. Психология цифрового общества
5. Психология и социальный контекст
6. Психология общения и разрешения конфликтов
7. Качественные методы исследований в психологии
8. Математические методы исследований в психологии
9. Современные подходы психологии личности
10. Экспериментальная психология и планирование исследования
11. Актуальные проблемы клинической психологии
12. Психология образования и преподавание психологии
13. Когнитивная психология: теория и практика
14. Психология консультирования и психотерапия
15. Возрастная психология и психология развития
16. Психология здоровья
Элективные дисциплины (модули)
Психология сексуальности
Профилактика наркоманий и алкоголизма
Элективные дисциплины (модули)
Основы нейропсихологической реабилитации
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению
Элективные дисциплины (модули)
Психологическая реабилитация больных
Когнитивно-бихевиоральная терапия при психических и соматических заболеваниях
Хочу поступить в институт !
Отправьте заявку на онлайн обучения по направлению - Культурно-историческая нейро и патопсихология
Полученные знания и навыки расширяют возможности компетентной практической работы психолога, а другим профессионалам и родителям дают возможность компетентно распознавать и квалифицировать проблемы взрослых и детей и своевременно и адресно направлять за клинической и клинико-психологической помощью.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Нейропсихология
2. Патопсихология
3. Психосоматика
4. Базовые теории и методы психотерапии
5. Психологическая реабилитация
6. Клинико-психологические аспекты девиантного поведения
7. Нарушение психического развития в детском возрасте
8. Нейропсихология детского возраста
9. Методы нейропсихологической диагностики
10. Методы патопсихологической диагностики
11. Проективные методы
12. Дизайн исследования в клинической психологии
Итоговая аттестацияПреподаватели:Рассказова Елена Игоревна – руководитель программы – кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист в области патопсихологии, психосоматики и когнитивной терапии. Марцинковская Татьяна Давидовна – доктор психологических наук, заведующая лабораторией Психологического института РАО, декан факультета общей и клинической психологии МИП, специалист в области методологии психологии, психологии цифрового общества и психологии цифровой повседневности. Белинская Елена Павловская – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист в области психологии интернет-коммуникаций, визуальных исследований в психологии. Орестова Василиса Руслановна – доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психологии личности, психологического консультирования, психологии кино и виртуального и дополнительного пространства. Хорошилов Дмитрий Александрович – доктор психологических наук, руководитель научно-учебного центра «Психология повседневности» МИП. Специалист в области психологии массовой культуры и современного искусства, качественных методов исследований в психологии. Карабанова Ольга Александровна - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист в области возрастной психологии и психологии развития.Андреева (Голубева) Наталья Александровна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО, специалист в области интернет-коммуникации и самопрезентации в сетевом пространстве.