Структура и содержание программы
Модуль 1. Введение в профессию
Современные представления об отклоняющемся развитии. Категорий детей с нарушениями развития: нарушения интеллекта, задержка психического развития, сенсорные нарушения (нарушения зрения и слуха), нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные нарушения, сложная структура дефекта.
Области профессиональной деятельности: дошкольное, начальное, основное, среднее образование, дополнительное образование; медицина; сфера социального обеспечения; т.ч. в сфере научных исследований.
Объекты профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.
Модуль 2. Специальная психология
Понятие о лицах с ограниченными возможностями здоровья.
Разделы специальной психологии: логопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой и поведенческой сфер.
Общие и специфические особенности в развитии при различных нозологиях. Понятие о структуре дефекта.
Деструктивное влияния органических, сенсорных, функциональных нарушений на психическое развитие ребенка, различные виды деприваций, обусловленные неблагоприятными социальными факторами, психологические механизмы нарушений различных сторон психики (эмоциональной сферы, деятельности, мышления, речи, поведения и пр.).
Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Модуль 3. Коррекционная педагогика
Основные категории специальной педагогики. Теоретические аспекты обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. Современные требования к организации и содержанию педагогического процесса в специальном образовании: принципы, задачи, формы организации воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержание коррекционно-педагогической работы. Задачи, содержание, формы работы с семьей, проживающей с лицами, имеющими нарушения развития различного генеза.
Индивидуальные программы развития: алгоритмы и специфика конструирования.
Международные и федеральные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Региональные правовые документы, закрепляющие права и свободы лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Модуль 4. Медико-биологические основы
Анатомо-физиологические особенности созревания ребенка в онтогенезе. Эмбриогенез нервной системы.
Морфология и физиология эндокринной системы, особенности ее созревания. Развитие эндокринной системы. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции организма.
Анатомическое строение органа слуха. Физиология органа слуха. Основные этапы развития слуховой функции у детей. Патология органа слуха. Особенности исследования слуховой функции у детей. Повреждающие факторы. Сенсорные и гностические нарушения слуховой системы и локализация патологического процесса.
Анатомическое строение органа зрения. Физиология органа зрения. Основные этапы развития зрительной функции у детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Глазные болезни и их профилактика.
Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Центральная организация речевой деятельности. Физиология органов речи. Фонация и артикуляция. Механизм фонации (формирование голоса). Механизм артикуляции. Речь как функция мозга. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей.
Модуль 5. Диагностика проблем развития
Методологические принципы диагностики нарушений развития у детей (комплексное изучение, системный подход, динамический подход, выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка, качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребёнка, раннее диагностическое изучение, единство диагностическое и коррекционной помощи).
Этапы диагностики нарушений развития у детей (скрининг, дифференциальная диагностика, выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка).
Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядерно-магнитно-резонансная томография); генетические методы исследования (клинико-генеалогический, молекулярно-генетический, цитогенетический).
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребёнка. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития.
Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка.