Нейрологопедия. Авторский курс Т.Г. Визель

Идет набор
Нейрологопедия. Авторский курс Т.Г. Визель
Даты программы: 23 сентября 2025 – 23 декабря 2025

Стоимость:
Общая сумма 30.000 рублей

Форма обучения: заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Срок обучения: 3 месяца

Количество часов: 144

Документ: Удостоверение о повышении квалификации
О программе

В настоящее время, ознаменованное активным распространением нейронаук, Логопедия, как и многие другие дисциплины, не может оставаться традиционной. Освещение ее содержания требует обогащения, привнесенного нейронауками, и прежде всего, нейропсихологией, созданной отечественным ученым А.Р. Лурия. Это означает, что раскрытие понятий речи и языка, проблемы развития речевой системы у детей и взрослых, вопросы диагностики, коррекции и профилактики должны освещаться не только с преимущественно феноменологической стороны, но и со стороны их мозговых механизмов.

Обращение к нейрологопедии — едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития области, охватывающей проблемы речевых расстройств.
Нейрологопедия открывает новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми и взрослыми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, является мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик.

Преимущества программы.
Нейрологопедия является междисциплинарным и мультидисциплинарным разделом нейродефектологии. Она тесно связана не только с психологией, неврологией, лингвистикой, психолингвистикой, но и с нейропсихологией.

Благодаря изучению основ нейрологопедии, специалисты-дефектологи (логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги), психологи, педагоги, включая и педагогов общего профиля, получат:

  • комплексные представления о нарушениях речевого и когнитивного развития детей и восстановления нарушенных речевых и других высших психических функций у взрослых.

  • особое внимание в рамках нейрологопедии уделяется причинам нарушений речи, а именно их мозговым механизмам, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и недостаточно освещенными в литературе, особенно в отношении детской популяции.

  • данная программа дает возможность целостного (гештальтного) охвата патологических феноменов в рамках речевой и других высших психических функций (ВПФ), позволяет более точно, всесторонне и с учетом новейших достижений нейронаук определить способы профессиональной помощи логопатам.

  • курс проводится с тьюторским сопровождением. Тьютор — специалист, с которым слушатель контактирует по вопросам дистанционного образования. Он является помощником преподавателя, посредником между лектором (профессором) и обучающимися.

Актуальность знаний и навыков, получаемых в рамках программы, обусловлена необходимостью понимания истинных причин нарушений психоречевых расстройств, а также критериев выбора оптимальных путей коррекционного и восстановительного обучения и его содержания.

Планируемые результаты обучения:


  • Повышение профессионального уровня специалистов в области нейрореабилитации лиц с нарушениями речи и других ВПФ, расширение круга проблем, имеющих к ней отношение.

  • По итогам обучения слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации, установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.

Уникальность учебного процесса - тьюторское сопровождение.
По мере необходимости тьютор взаимодействует со слушателем на индивидуальной основе (по почте или по скайпу).

В задачи тьютора входят:

  • разъяснение содержание курса
  • помощь слушателю в ознакомлении с необходимым материалом, теоретической литературой, практическими пособиями
  • анализ отзывов учащихся о содержании курса
  • предоставление профессору сведений о выполнении домашних заданий студентами
  • участие в оценке заданий/тестов
  • помощь в разрешении административных вопросов (взаимодействие с администрацией от лица слушателя)
  • контроль за реализацией пунктов проекта
Структура и содержание программы

Модуль 1. Нейрологопедия
Значение нейропсихологии для дисциплины «Логопедия»: представления о структуре и функциях головного мозга человека (историческая справка по проблеме мозговой организации высших психических функций; современные представления о работе головного мозга). Понятие нейрологопедии как раздела нейродефектологии, понятийный аппарат, методология, основные цели и задачи. Разделы нейрологопедии, связь с другими дисциплинами. Значение нейрологопедии для других научных дисциплин. Нейрологопедия детского возраста, подростков и взрослых. Краткое содержание становления традиционной логопедии и ее трансформация в нейрологопедию. 

Модуль 2. Строение и функции речевого аппарата
Строение центрального отдела речевого аппарата. Мозговые механизмы речи. Структура головного мозга: геометрия ЦНС, блоки мозга: анатомия и функции (понятие «глубины» мозга и неокортекса), модально-специфические области неокортекса, их локализация в мозге и функции; иерархическое строение полей коры мозга; роль проводниковых межзональных связей, полушария мозга: современные представления о межполушарной асимметрии мозга (МАМ); вопросы левшества-правшества (теория и практика): связь особенностей профиля МАМ со структурой личности и способностями человека.

Модуль 3. Возрастная периодизация и развитие речи
Принципы возрастной периодизации. Основные авторские варианты возрастных периодизаций. Особенности каждого из возрастных этапов развития ребенка. Репертуар приобретаемых навыков в порядке их возрастного усложнения. Поэтапное приобретение доречевых (базисных) и речевых функций. Понятие о психо-речевой норме и видах отклоняющегося развития.

Модуль 4. Нарушения речи у детей и взрослых
Понятия когнитивного развития ребенка. Особенности развития речи. Значение младенческого периода для речевого развития в целом. Мозговые механизмы развития речи. Сенсорная интеграция и ее значение для приобретения речевых навыков. Понятие и мозговая организация речевых навыков. Понятие гнозиса, виды базисного для речи неречевого гнозиса, речевой слуховой гнозис и их значение в контексте развития речи. Значение особенностей освоения неречевых праксических действий для артикуляционного праксиса. Артикуляционный праксис (афферентный и эфферентный). Противопоставления «язык-речь». Языковая деятельность: коды языка и развитие символического языкового мышления.

Модуль 5. Диагностика и коррекционное обучение
Виды нарушений речи у детей и взрослых. Нейропсихологическая классификация речевых расстройств. Системы диагностики нарушений речи: общие положения, виды, качественная и количественная обработка результатов диагностики, роль генетических факторов и стигм эмбриогенеза.  Мозговые механизмы дизартрии, разных форм алалии. Понятие нарушения интеграции сенсорных стимулов как основного препятствия выработки речевых навыков. Понятие дезинтеграции речевых навыков как основного проявления расстройств речи у взрослых. Определение степени готовности к обучению грамоте. Виды дисграфий и дислексий, критерии их отнесенности к разным уровням мозговой организации (гностико-праксическому или языковому). Заикание, его виды, понятие запинок (судорог). Невротическая переработка дефекта и проблемы социальной адаптации. Коррекция речи при заикании. Психотерапия заикающихся. Речевые мутизмы, их виды и коррекция.

Модуль 6. Нарушения речи у взрослых (афазии)
Понятие о предмете и общее содержание: отличие логопсихологии от нейрологопедии, их целей, задач и методов.
Психологические особенности лиц с патологией речи. Характерные особенности психического статуса при различных нарушениях речи. Значение коррекции личности логопатов для решения основных задач нейрологопедии.
Дискуссионные вопросы нейрологопедии. Соотношение неречевых и речевых проблем развития ребенка. Вопросы терминологии и границ различных разделов нейрологопедии. Проблема необходимости теоретической подготовки специалистов-практиков. Перспективы развития нейрологопедии.

Дискуссионные вопросы нейрологопедии. Соотношение неречевых и речевых проблем развития ребенка. Вопросы терминологии и границ различных разделов нейрологопедии. Проблема необходимости теоретической подготовки специалистов-практиков. Перспективы развития нейрологопедии.
Учебный план
Преподаватели

Визель Татьяна Григорьевна
Доктор психологических наук, профессор.

Основная сфера профессиональных интересов - нейропсихология. Имеет полувековой стаж научно-практической и преподавательской работы, активный участник создания в Москве Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН).
Т.Г.Визель является: одним из учредителей Института дефектологии медицинской психологии, открытого при ЦПРиН (ректор - проф. ВМ.Шкловский), профессором кафедры специального дефектологического образования МИП, профессором кафедры специальной педагогики и психологии в АлтГПУ. Значительную часть профессиональной деятельности Т.Г.Визель составляет преподавание. Ею разработаны и читаются авторские курсы «Основы нейропсихологии», «Нейропсихология детства», «Нарушения речи у детей и взрослых», «Нейрологопедия», «Нейропсихология творчества». Существуют модификации названных курсов для студентов и специалистов, повышающих квалификацию (дефектологов, психологов, педагогов, врачей).
Визель Т.Г. установлены научные и практические профессиональные контакты в США. Ею созданы новые научно-практические концепции в рамках нейропсихологии. Среди них имеются и такие, которые основаны на сравнительном анализе уровня развития отечественной и американской нейропсихологии. В трудах, написанных в Америке, отчетливо выступают приоритеты отечественной нейропсихологии в сравнении с американской.
Среди профессиональных контактов в Америке особенно продуктивным является контакт с Helena Bogdanova - Assistent Professor of Psychiatry Director, Neurohabilitation Lab, Boston University School Medicine Investigator Psychology Research, VA Boston, HCS.
В настоящее время Т.Г.Визель ведет научную, практическую и преподавательскую деятельность в России, используя свой многолетний отечественный и зарубежный опыт. Обладает государственной премией «Призвание» (лучшим врачам России, 2005 г), «Будем жить!» (за помощь детям с онкологией, 2018 г).

Клевцова Светлана Вячеславовна
Логопед-афазиолог, академический руководитель магистерской программы «Нейродефектология» НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа".
Поможем подобрать программу
Если у вас есть вопросы о формате обучения или вы не знаете, что выбрать,
оставьте свой номер — мы позвоним, ответим на ваши вопросы и поможем подобрать программу по вашим интересам
Отправляя данные вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности обработки персональных данных
Made on
Tilda